Навигация по сайту

Необходимо выбрать страницу с интересующей Вас информацией под этим сообщением!

среда, 6 января 2021 г.

Использование web-квест технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности

.


В настоящее время в педагогической деятельности сделан акцент на интерактивной форме обучения, которая в рамках реализации ФГОС является одним из ключевых компонентов современного образования. Интерактивными педагогическими технологиями являются те, в рамках которых осуществляется взаимодействие учащегося с педагогом, техникой и с другими учащимися. Это взаимодействие основывается на принципах вовлечения, обратной связи и порождения новой учебной информации на основе диалогического взаимодействия и обмена знаниями. В рамках повсеместной информатизации, учебный процесс уже трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, которые предполагают применение в образовательном процессе компьютеров и специализированных программ, возможностей сети интернет, проекторов и интерактивных досок.

В рамках концепции «Цифровое образование» и концепции развития предметной области «Естественные науки. Биология» говорится, что в преподавании биологии должны быть максимально использованы цифровые ресурсы. И они используются уже достаточно давно, поэтому эффект «новизны» постепенно пропадает. Современного ученика не удивить яркой презентацией или интерактивным заданием. Тем сложнее становится вызвать у него интерес.

Повышение мотивации к обучению, а главное развитие у детей самомотивации – важная задача при обучении современного «информатизированного» поколения учащихся. Интеграция традиционного обучения в классе с компьютерным и онлайн обучением – это один из способов повышения познавательного интереса школьника. Использование различных цифровых устройств возможно не только в процессе усвоения нового знания, но и при контроле и коррекции полученных умений и навыков.

Одним из приёмов, используемых в рамках внедрения возможностей ПК и интернета в образовательный процесс, является прохождения учащимися образовательных web-квестов. Web-квест – это поисковое учебное задание с элементами игры. Он представляет собой сайт, размещенный в сети Интернет, на котором работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу (Медведева, 2016).  Педагогическое назначение web-квеста заключается в активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, в формировании у них умений и навыков продуктивной работы с информационными ресурсами. Если квест применяется при работе в группе, то также он способствует развитию коммуникативных навыков у учащихся.

Подготовка квеста. Платформа, используемая мной для создания онлайн web-кветов – это бесплатный сайт wix.com. Это международная платформа, предназначенная для создания и развития интернет-проектов, которая позволяет конструировать сайты и создавать их мобильные версии. Для начала работы с данной платформой необходимо пройти регистрацию, после чего вам будут доступны следующие возможности – это бесплатные готовые шаблоны для создания сайта, оптимизация для мобильных устройств, множество фотографий, возможность добавить свои материалы и многое другое.

В каждом квесте перед учащимися предстает некая игровая цель, привлекающая их внимание и повышающая мотивацию на успешное прохождение ряда заданий, выстроенных по определённому маршруту. Представляю Вашему вниманию примеры квестов, составленные мною самостоятельно и с коллегами для проведения занятий на разных ступенях обучения:

1. Квест «Государство Клетка». 10-11 класс (базовый или профильный уровень). 

Ссылка на сайт: https://allicecullen2222.wixsite.com/mysite

Вид сайта
Квест состоит из заданий разной степени сложности по теме «Клетка». Основной упор сделан на строении клетки, часть заданий также связана с темами «Химический состав клетки» и «Обмен веществ». Маршрут квеста сопровождается небольшими анимациями и рисунками, которые оживляют работу, вносят в нее элементы юмора, что позволяет ученикам воспринимать даже сложные задания с интересом. Игровая цель квеста – помочь выбраться на свободу ученому, попавшему в заточение в клетку. Время прохождения всех заданий – 35–40 минут.  В квест входят 15 вопросов по теме клетка, в теоретической части присутствуют 2 таблицы, 1 схема, 8 видеоматериалов, 11 рисунков. Данный квест может быть использован для освоения новых знаний, так как содержит большое количество теории; для повторения и закрепления материала по теме «Клетка»; в качестве зачетного задания; для групповой работы при недостатке компьютеров; для домашнего повторения или при подготовке к зачету.

2. Квест «Эволюционное учение Ч. Дарвина». 11 класс (профильный уровень). 

Ссылка на сайт: https://allicecullen2222.wixsite.com/web-dar

Вид сайта
Разработан для повторения и обобщения темы «Эволюция Ч.Дарвина». Форма применения – групповая или индивидуальная, на этапе закрепления или контроля полученных знаний. В процессе прохождения квеста учащиеся должны достигнуть игровой цели – помочь эволюционировать маленькому рыжему таракану Костику до устойчивого к яду вида. При каждом неверном ответе, игру приходится начинать заново. Всего нужно ответить на 5 вопросов, затрагивающих основные положения теории эволюции. Время прохождения – 5–7 минут. Основная особенность данного квеста – возможность его прохождения с телефона или планшета, поэтому, при нехватке компьютеров, достаточно иметь на группу один телефон с доступом к сети интернет.

3. Квест «Фотосинтез» 10 класс (базовый и профильный уровень). 

Ссылка на сайт: https://allicecullen2222.wixsite.com/fotos

Вид сайта
Предназначен для повторения и закрепления темы «Пластический обмен. Фотосинтез». Возможно применение на этапе закрепления в конце урока или серии уроков, в качестве домашнего задания или при подготовке к зачету. Возможна работа в малых группах или индивидуально. Игровая цель квеста – помочь молодому деревцу Лёне запасти как можно больше питательных веществ до наступления холодов. В случае каждого неверного ответа, квест нужно начинать заново. Включает 5 вопросов разной степени сложности. Время прохождения – 7–10 мин. При прохождении очередного этапа игры, учащийся получает «подсказку», которой он может в дальнейшем воспользоваться при затруднении с ответом. Подсказка представляет собой гиперссылку на сторонние ресурсы в сети Интернет, где представлены основные теоретические положения по теме вопроса.

4. Квест «Дальневосточный леопард» 1-11 класс. 

Ссылка на сайт: https://allicecullen2222.wixsite.com/forleo

Вид сайта
Цель квеста: акцентировать внимание школьников на проблеме сохранения и восстановления популяции дальневосточного леопарда в России и способствовать развитию у учащихся навыков научной и эколого-просветительской деятельности. Web-квест «Дальневосточный леопард» представляет собой сайт, состоящий из 4 основных страниц, содержащих информацию о квесте и сроках его проведения, а также страницу автора с возможностью прямой связи с разработчиком сайта при возникновении вопросов.  Помимо этого по гиперссылкам с основных страниц можно перейти на подстраницы, где предложена информация о персонажах, критериях оценивания заданий, ссылки на необходимые интернет – источники и рейтинги групп-участников квеста. Все 16 подстраниц с заданиями защищены паролем, который участники сайта получают только в случае выполнения необходимых условий. Перед началом прохождения этапов квеста учащемуся предлагается выбрать наиболее интересную для  него роль из перечня представленных. Вместе с другими участниками ему предстоит выполнить ряд заданий, в ходе которых все дети смогут узнать о биологии и экологии дальневосточного леопарда, о мерах охраны, предпринимаемых в настоящее время, а также о вкладе людей разных профессий в сохранение и восстановление популяции этого грациозного зверя. Данный квест был проведён в рамках экологической акции «Сохраним Дальневосточного леопарда» в феврале-марте 2019 г. Общее количество участников – 50.

5. Квест «Беспозвоночные животные» 5 класс. 

Ссылка на сайт: https://allicecullen2222.wixsite.com/mysite-1

Вид сайта
Предназначен для повторения и закрепления темы «Беспозвоночные животные». Возможно применение в качестве домашнего задания на повторение или при подготовке к зачёту. Игровая цель квеста: помочь Говорящему Сверчку переубедить Буратино, уверенного, что биология – скучная наука. Включает 5 заданий, в случае затруднения можно воспользоваться подсказкой. Количество попыток не ограничено. Время прохождения – 5 минут. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.

В заключение, хотелось бы отметить, что применение различных способов интеграции ПК, интернета и образовательного процесса представляется мне современным, перспективным направлением, которое в ближайшее время может и должно охватить всю систему образования. Несомненными плюсами web-квестов являются повышение мотивации учащихся на изучение предмета, возможность развития у них коммуникативных навыков и умения работы с информационными ресурсами. В дальнейшем, учащиеся могут самостоятельно освоить данную технологию и создавать квесты самостоятельно: например, для одноклассников или учащихся младших классов, а также в качестве проектов на различные конкурсы. Для педагога работа с квестами – это дополнительная форма контроля и коррекции знаний учащихся, возможность работы с детьми не только в форме аудиторных занятий, но и дистанционно.

Список литературы:

1. Медведева Я.С. 2016. Применение Web-квест технологии как современной модели обучения // Молодой учёный– Казань: ООО «Издательство Молодой учёный», - №17: С. 136-139

2. https://ru.wix.com/about/us. Дата обращения: 17 июня 2019 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий